Ну, название говорит само за себя.
Для меня 3 дня лаборатории были самыми быстрыми,
яркими и интересными в этом году. Ну, одними из! Когда я позвонила и рассказала
маме о том, что меня пригласили побыть помощником режиссера, она сказала “Какая
у тебя насыщенная жизнь”. Она вообще довольно часто это говорит. И да, жизнь у
меня правда очень насыщенная, мне уже кажется, что по всему произошедшему в
этом новом году, начиная от самого первого января, должен уже начаться февраль.
Нас всего пригласили троих человек. 20 января в 11
утра мы должны были быть в ТЮЗе, и сначала я даже не задумывалась о том, что
будет и что меня ждет. Подумала только взять с собой блокнот для записей. Но потом
уже, когда Дмитрий Юрьевич сказал мне идти к Вадиму Карионову, я начала жутко
волноваться. Я не представляла, в чем заключается моя работа, боялась, что если
отправят куда-то что-то принести и сделать, я ничего не смогу найти. В отличие
от Алины и Саши я в театре всего полгода и не знаю, совершено не знаю, что где
и как расположено и видела только одну мужскую гримерку. А вдруг еще режиссер
попадется с приветом…
Но мне очень повезло. Вадим оказался очень
приветливый и дружелюбный человек, что меня сразу отпустило. Да еще и
оказалось, что мы работаем в подвале! Я спустилась туда и сразу обомлела от
обстановки, это был прям самый настоящий стереотипный подвал, как раз такой,
про который рассказывают в страшилках в летнем лагере. Там даже уже установили
колонки, и по всему помещению разносились звуки капающей воды. И даже воздух
был немного затхлый. В общем, атмосферненько. Мне уже все начало нравиться.
Если бы не одно “но”…
Тут в подвал спускается артист, который, как я сразу
подумала, будет работать с нами, и это оказался Филипп Черный. Ничего не
подумайте, я совершенно ничего не имею против него, особенно теперь, просто до
момента личной встречи я его жутко боялась. Вот правда. Просто один раз наша
Александрия так шумно себя вела и мешала репетиции, что проходила в холле, и
Филипп нас очень жестко успокоил.
Я про себя решила, что надо постараться ни разу не
облажаться, и Филипп сразу же попросил меня протереть от пыли “Те железные, на
которых мы лежим”. Я набрала ведро воды, спускаюсь обратно в подвал,
оглядываюсь и…какие железные? У меня сразу внутри будто бы все оборвалось. Ладно,
решила я и протерла четыре железных ящика, больше ничего подходящего не найдя. В
итоге, оказалось, я угадала, вот только видимо протерла их не очень хорошо, так
как Филипп взял тряпку и протер их еще раз. А я смотрела на это и думала “Ну
ё-моё, Мира, у тебя было одно-единственное задание, и ты с ним не справилась”. Интересно,
вот так смотришь на человека и даже не подозреваешь, что у него в душе в это
время буря эмоций и страстей, хотя по мне это скорее всего не было заметно. Зато
потом после этого случая я заранее протирала ящики на четыре раза, чтоб уж наверняка.
Так как в театре я практически никого не знала, то
старалась либо находиться все время в подвале, чтобы никому не мешать, так как
повсюду все время шли репетиции, либо передвигаться за кулисами как тень,
слиться с обстановкой, превратиться в “кусок театра”, будто я тут была с самого
основания.
Когда я в первый раз увидела отрывок, который
готовил Вадим, он мне, конечно, сразу же понравился, я не ожидала такого
увидеть. Но вот только я почти совсем его не поняла, и поэтому в перерыве
прочитала всю пьесу МакДонаха и несколько отзывов. У меня по поводу нее очень
смешанные чувства…я не уверена, что я поняла ее правильно, пыталась
анализировать. Несомненно, она многих может оттолкнуть своей кровавостью и
жестокостью, некоторые за ней не увидят иного смысла. Но мне кажется, нельзя
воспринимать “Человек-подушка” просто как страшилку или хоррор, это несомненно
что-то глубже. Проблема детства, жестокого обращения с ребенком, тема
одиночества, бесправия и беззакония? Это то, что увидела я, бегло прочитав
пьесу. Я твердо верю в то, что творчество неотделимо от автора и если хочешь
понять произведение – пойми и писателя, поэтому я обязательно почитаю еще о
МакДонахе, его жизни и творчестве.
Нельзя, нельзя, никак нельзя понять произведение,
если не знаешь автора. Я всегда в такой ситуации вспоминаю вот что – в 8 классе
мы всей школой ходили в филармонию в Чите на документальный фильм “Свалка”,
который почти никому не понравился, но на меня произвел большое впечатление. Он
об одном известном фотографе и художнике Вике Мунисе, который отправляется в Бразилию,
чтобы запечатлеть самую большую свалку в мире. На этой свалке он встречает
людей, которые в прямом смысле этого слова там живут, семьями, даже из
поколение в поколение. Они там работают, спят, едят, любят и ненавидят. В общем,
свалка – это их дом. И Мунис рассказывает истории этих людей, которых он
повстречал, их душераздирающие истории, от которых хочется рыдать в голос. О мальчике,
который родился на свалке и другого мира не видел, о девушке, которая
собственноручно сделала себе аборт в одной из куч мусора и тому подобное. За время,
проведенное там, он очень подружился со всеми жителями свалки и сделал их
портерные снимки, которые потом были увеличены до большого масштаба и выложены
из мусора. В создании этих картин из мусора принимали участие и участники
съемочной группы, и жители свалки. Когда все было готово, Мунис снова сделал
снимки полученных картин и так была создана серия снимков портеров людей,
выложенных из мусора. С этой выставкой он проехал по всей Европе, а вырученные
с нее деньги отдал жителям свалки.
Естественно, эта история потрясает. Но я поняла вот
что: не зная истории этих картин, не зная людей, на них запечатленных, не зная
этого ужаса, через который они прошли, эти картины не несут в себе никакого
смысла. Это просто красивые картины, выложенные из мусора.
Но я снова отвлеклась…
Моя главная задача как помощника режиссера
заключалась в том, чтобы в нужный момент привести детей ко входу в подвальное
помещение. У нас были два семилетних мальчика, Егор и Алёша, которые играли
роль Михала и Катуряна в детстве. Они оказались удивительно похожи на Филиппа и
Илью, можно и правда поверить, что это и есть они маленькие. Они появлялись в
самой последней сцене, когда Михал признавался в том, что это он убил детей,
свет гас, Филипп и Илья уходили со сцены и выводили туда Алёшу и Егора, а когда
загорался свет, на ящиках сидели, смеялись и ели бутерброды маленькие Михал и
Катурян. А в самом начале пьесы, точно также сидели и ели бутерброды Филипп и
Илья, взрослые Михал и Катурян. Тем самым, начало и конец отрывка связывались.
![]() |
Артисты к гримерке |
Дети оказались очень раскрепощенными, совершенно не
стеснялись сцены и зрителей, сразу поняли свою задачу, и на них ну никак нельзя
было смотреть без улыбки на лице! Их только посадили на ящики под свет ламп,
как они тут же начали корчить друг другу рожицы, смеяться и кричать друг другу “А
я сейчас возьму и на тебя чай вылью!”, “А я тебе тогда майонез на голову вылью!”,
и так до бесконечности перечисляли, кто то кому на голову выльет. А пока
взрослые за ними не смотрели, а были заняты своими делами, они с интересом
изучали подвал и Алеша (Михал) то и дело щелкал переключателем на лампе.
Когда я их отвела в гримерку, они как бывалые звезды
заказали мне чай, конфет, карандашей, листочков и ножницы, чтобы что-нибудь
повырезать. В общем, теперь весь мой блокнот исчерчен в “крестиках-ноликах”.
Как интересно наблюдать за работой профессионального
актера! Когда дети ушли, и Филиппу с Ильей надо было репетировать ту начальную
сцену, где они сидят и едят бутерброды, то Филипп точно также как Егор начал
смеяться, жевать булочку и с набитым ртом говорить “А я сейчас возьму и этот
тазик на тебя вылью!”, а Илья потом точно как Алёша игрался с выключателем на
лампе. Как мне показалось (мои совершенно непрофессиональным взглядом), они не
скопировали поведение детей, а прямо показали их через свои образы. Это
выглядело очень трогательно и забавно к тому же.
Во второй день у нас была сдача главному режиссеру и
директору, как я уже писала в одном из сообщений. Сдача прошла хорошо, но перед
началом, что меня даже удивило, актеры, которые уже много лет работают в
театре, выступали уже, наверное, более сотни раз, стояли в коридорчике перед
подвалом и волновались как в первый раз. Кто-то крестился, кто-то держался за
руки. Перед самым началом они все, Анна Конончук, Виктория Криницкая, Филипп
Черный и Илья Крикун встали в круг и взялись за руки, и даже меня пригласили
присоединиться! В этот момент я внутренне завизжала от восторга. И, наверное, в
этом кругу мне передалось все их волнение, потому что стоя в коридорчике, я
жутко волновалась за них. Но все прошло прекрасно, и свою работу я сделала как
надо – забрала, когда надо, бутерброды, привела детей. А в день лаборатории и
показа зрителям, я еще стояла в коридоре и угощала зрителей конфетками (кстати,
подушечками), а рядом со мной стояли наши юные артисты Егор и Алёша и жевали
бутерброды. А люди улыбались, смущенно благодарили за конфетки, хвалили и
поздравляли детей. А я в этот момент чувствовала себя так, будто сама лично
отыграла перед ними на сцене, так сильно я переволновалась. Уж очень я хотела
не подвести и сделать все правильно. В конце дня Вадим пожал мне руку и
поблагодарил, сказав, что без меня бы они не справились. Это было очень
приятно, особенно еще то, что я узнала, что он читает мой блог, который я
сейчас пишу и более того, он ему даже понравился!
![]() |
Алина и артистка ТЮЗа Ёла |
Когда я пришла домой, я чувствовала себя так, будто
бы впервые в жизни чего-то добилась. Конечно, некоторые могут напомнить мне про
мою победу в конкурсе и год в Америке, но это совершенно другое. Сейчас меня,
мою маленькую помощь и мое творчество оценили такие люди! Это может со стороны
показаться кому-то очень незначительным, но для меня это первая маленькая
победа. Но, на этом я решила не останавливаться, а даже задать планку чуть-чуть
повыше. На обсуждении со зрителями свое мнение по поводу всех эскизов высказал
очень умный, поразивший всех парень-историк. Он очень грамотно и интересно
прошелся по всем спектаклям, дал какие-то советы и пожелания, говорил минут 15,
но его хотелось слушать еще и еще, и совершенно не стеснялся публики, так что в
конце речи режиссер театра Андрей Сидельников спросил, не пишет ли он
что-нибудь, не публикует ли свои материалы, потому что театру очень важны и
нужны такие люди, которые могут высказать свое мнение. Я в этот момент стояла
за кулисами с коробочками для голосования, которые нужно было вынести на сцену,
и, услышав эти слова, чуть не упала в обморок. Я же пишу, уже пишу о вашем
театре уже почти 3 месяца!!! Я решила, что это знак, набралась смелости и
подошла потом в Сидельникову и рассказала ему о блоге. В общем, если все
получится, то получится что-нибудь опубликовать в официальной группе ТЮЗа…а
даже если нет, то я очень хочу сохранить это чувство в себе, что я впервые
чего-то добилась.
И все-таки этот театр – потрясающее место, такого я
еще не встречала. Один раз я бежала по коридорчику за сценой, а впереди меня
шел артист Михаил Ройзен, тоже шел торопливым шагом и не видел меня, и тут в
один момент его осанка распрямилась, шея вытянулась, плечи расправились, он
начал идти неспешным вальяжным шагом, немного отставив правую руку вперед и
начал бормотать что-то себе под нос. В общем, вошел в образ. В один момент, как
по щелчку.
Поэтому очень не хотелось, чтобы такие моменты
заканчивались. Особенно когда после встречи с критиком мы все вместе с
артистами собрались в гримерке, и поэтому я была очень рада и счастлива узнать,
что в зрительском голосовании победил “Человек-подушка”!!! А это значит, что
работа продолжиться, и спектакль поставят целиком!
На этом я закончу рассказ о лаборатории. Поздравляю всех
артистов и режиссеров, вы все большие молодцы, все прошло на ура!
![]() |
Добавьте подпись |
Комментариев нет:
Отправить комментарий