воскресенье, 24 января 2016 г.

Лаборатория глазами помощника режиссера

Ну, название говорит само за себя.

Для меня 3 дня лаборатории были самыми быстрыми, яркими и интересными в этом году. Ну, одними из! Когда я позвонила и рассказала маме о том, что меня пригласили побыть помощником режиссера, она сказала “Какая у тебя насыщенная жизнь”. Она вообще довольно часто это говорит. И да, жизнь у меня правда очень насыщенная, мне уже кажется, что по всему произошедшему в этом новом году, начиная от самого первого января, должен уже начаться февраль.

Нас всего пригласили троих человек. 20 января в 11 утра мы должны были быть в ТЮЗе, и сначала я даже не задумывалась о том, что будет и что меня ждет. Подумала только взять с собой блокнот для записей. Но потом уже, когда Дмитрий Юрьевич сказал мне идти к Вадиму Карионову, я начала жутко волноваться. Я не представляла, в чем заключается моя работа, боялась, что если отправят куда-то что-то принести и сделать, я ничего не смогу найти. В отличие от Алины и Саши я в театре всего полгода и не знаю, совершено не знаю, что где и как расположено и видела только одну мужскую гримерку. А вдруг еще режиссер попадется с приветом…

Но мне очень повезло. Вадим оказался очень приветливый и дружелюбный человек, что меня сразу отпустило. Да еще и оказалось, что мы работаем в подвале! Я спустилась туда и сразу обомлела от обстановки, это был прям самый настоящий стереотипный подвал, как раз такой, про который рассказывают в страшилках в летнем лагере. Там даже уже установили колонки, и по всему помещению разносились звуки капающей воды. И даже воздух был немного затхлый. В общем, атмосферненько. Мне уже все начало нравиться.

Если бы не одно “но”…

Тут в подвал спускается артист, который, как я сразу подумала, будет работать с нами, и это оказался Филипп Черный. Ничего не подумайте, я совершенно ничего не имею против него, особенно теперь, просто до момента личной встречи я его жутко боялась. Вот правда. Просто один раз наша Александрия так шумно себя вела и мешала репетиции, что проходила в холле, и Филипп нас очень жестко успокоил.

Я про себя решила, что надо постараться ни разу не облажаться, и Филипп сразу же попросил меня протереть от пыли “Те железные, на которых мы лежим”. Я набрала ведро воды, спускаюсь обратно в подвал, оглядываюсь и…какие железные? У меня сразу внутри будто бы все оборвалось. Ладно, решила я и протерла четыре железных ящика, больше ничего подходящего не найдя. В итоге, оказалось, я угадала, вот только видимо протерла их не очень хорошо, так как Филипп взял тряпку и протер их еще раз. А я смотрела на это и думала “Ну ё-моё, Мира, у тебя было одно-единственное задание, и ты с ним не справилась”. Интересно, вот так смотришь на человека и даже не подозреваешь, что у него в душе в это время буря эмоций и страстей, хотя по мне это скорее всего не было заметно. Зато потом после этого случая я заранее протирала ящики на четыре раза, чтоб уж наверняка.

Так как в театре я практически никого не знала, то старалась либо находиться все время в подвале, чтобы никому не мешать, так как повсюду все время шли репетиции, либо передвигаться за кулисами как тень, слиться с обстановкой, превратиться в “кусок театра”, будто я тут была с самого основания.
Когда я в первый раз увидела отрывок, который готовил Вадим, он мне, конечно, сразу же понравился, я не ожидала такого увидеть. Но вот только я почти совсем его не поняла, и поэтому в перерыве прочитала всю пьесу МакДонаха и несколько отзывов. У меня по поводу нее очень смешанные чувства…я не уверена, что я поняла ее правильно, пыталась анализировать. Несомненно, она многих может оттолкнуть своей кровавостью и жестокостью, некоторые за ней не увидят иного смысла. Но мне кажется, нельзя воспринимать “Человек-подушка” просто как страшилку или хоррор, это несомненно что-то глубже. Проблема детства, жестокого обращения с ребенком, тема одиночества, бесправия и беззакония? Это то, что увидела я, бегло прочитав пьесу. Я твердо верю в то, что творчество неотделимо от автора и если хочешь понять произведение – пойми и писателя, поэтому я обязательно почитаю еще о МакДонахе, его жизни и творчестве.

Нельзя, нельзя, никак нельзя понять произведение, если не знаешь автора. Я всегда в такой ситуации вспоминаю вот что – в 8 классе мы всей школой ходили в филармонию в Чите на документальный фильм “Свалка”, который почти никому не понравился, но на меня произвел большое впечатление. Он об одном известном фотографе и художнике Вике Мунисе, который отправляется в Бразилию, чтобы запечатлеть самую большую свалку в мире. На этой свалке он встречает людей, которые в прямом смысле этого слова там живут, семьями, даже из поколение в поколение. Они там работают, спят, едят, любят и ненавидят. В общем, свалка – это их дом. И Мунис рассказывает истории этих людей, которых он повстречал, их душераздирающие истории, от которых хочется рыдать в голос. О мальчике, который родился на свалке и другого мира не видел, о девушке, которая собственноручно сделала себе аборт в одной из куч мусора и тому подобное. За время, проведенное там, он очень подружился со всеми жителями свалки и сделал их портерные снимки, которые потом были увеличены до большого масштаба и выложены из мусора. В создании этих картин из мусора принимали участие и участники съемочной группы, и жители свалки. Когда все было готово, Мунис снова сделал снимки полученных картин и так была создана серия снимков портеров людей, выложенных из мусора. С этой выставкой он проехал по всей Европе, а вырученные с нее деньги отдал жителям свалки.

Естественно, эта история потрясает. Но я поняла вот что: не зная истории этих картин, не зная людей, на них запечатленных, не зная этого ужаса, через который они прошли, эти картины не несут в себе никакого смысла. Это просто красивые картины, выложенные из мусора.

Но я снова отвлеклась…

Моя главная задача как помощника режиссера заключалась в том, чтобы в нужный момент привести детей ко входу в подвальное помещение. У нас были два семилетних мальчика, Егор и Алёша, которые играли роль Михала и Катуряна в детстве. Они оказались удивительно похожи на Филиппа и Илью, можно и правда поверить, что это и есть они маленькие. Они появлялись в самой последней сцене, когда Михал признавался в том, что это он убил детей, свет гас, Филипп и Илья уходили со сцены и выводили туда Алёшу и Егора, а когда загорался свет, на ящиках сидели, смеялись и ели бутерброды маленькие Михал и Катурян. А в самом начале пьесы, точно также сидели и ели бутерброды Филипп и Илья, взрослые Михал и Катурян. Тем самым, начало и конец отрывка связывались.
Артисты к гримерке

Дети оказались очень раскрепощенными, совершенно не стеснялись сцены и зрителей, сразу поняли свою задачу, и на них ну никак нельзя было смотреть без улыбки на лице! Их только посадили на ящики под свет ламп, как они тут же начали корчить друг другу рожицы, смеяться и кричать друг другу “А я сейчас возьму и на тебя чай вылью!”, “А я тебе тогда майонез на голову вылью!”, и так до бесконечности перечисляли, кто то кому на голову выльет. А пока взрослые за ними не смотрели, а были заняты своими делами, они с интересом изучали подвал и Алеша (Михал) то и дело щелкал переключателем на лампе.
Когда я их отвела в гримерку, они как бывалые звезды заказали мне чай, конфет, карандашей, листочков и ножницы, чтобы что-нибудь повырезать. В общем, теперь весь мой блокнот исчерчен в “крестиках-ноликах”.

Как интересно наблюдать за работой профессионального актера! Когда дети ушли, и Филиппу с Ильей надо было репетировать ту начальную сцену, где они сидят и едят бутерброды, то Филипп точно также как Егор начал смеяться, жевать булочку и с набитым ртом говорить “А я сейчас возьму и этот тазик на тебя вылью!”, а Илья потом точно как Алёша игрался с выключателем на лампе. Как мне показалось (мои совершенно непрофессиональным взглядом), они не скопировали поведение детей, а прямо показали их через свои образы. Это выглядело очень трогательно и забавно к тому же.

Во второй день у нас была сдача главному режиссеру и директору, как я уже писала в одном из сообщений. Сдача прошла хорошо, но перед началом, что меня даже удивило, актеры, которые уже много лет работают в театре, выступали уже, наверное, более сотни раз, стояли в коридорчике перед подвалом и волновались как в первый раз. Кто-то крестился, кто-то держался за руки. Перед самым началом они все, Анна Конончук, Виктория Криницкая, Филипп Черный и Илья Крикун встали в круг и взялись за руки, и даже меня пригласили присоединиться! В этот момент я внутренне завизжала от восторга. И, наверное, в этом кругу мне передалось все их волнение, потому что стоя в коридорчике, я жутко волновалась за них. Но все прошло прекрасно, и свою работу я сделала как надо – забрала, когда надо, бутерброды, привела детей. А в день лаборатории и показа зрителям, я еще стояла в коридоре и угощала зрителей конфетками (кстати, подушечками), а рядом со мной стояли наши юные артисты Егор и Алёша и жевали бутерброды. А люди улыбались, смущенно благодарили за конфетки, хвалили и поздравляли детей. А я в этот момент чувствовала себя так, будто сама лично отыграла перед ними на сцене, так сильно я переволновалась. Уж очень я хотела не подвести и сделать все правильно. В конце дня Вадим пожал мне руку и поблагодарил, сказав, что без меня бы они не справились. Это было очень приятно, особенно еще то, что я узнала, что он читает мой блог, который я сейчас пишу и более того, он ему даже понравился!
Алина и артистка ТЮЗа Ёла

Когда я пришла домой, я чувствовала себя так, будто бы впервые в жизни чего-то добилась. Конечно, некоторые могут напомнить мне про мою победу в конкурсе и год в Америке, но это совершенно другое. Сейчас меня, мою маленькую помощь и мое творчество оценили такие люди! Это может со стороны показаться кому-то очень незначительным, но для меня это первая маленькая победа. Но, на этом я решила не останавливаться, а даже задать планку чуть-чуть повыше. На обсуждении со зрителями свое мнение по поводу всех эскизов высказал очень умный, поразивший всех парень-историк. Он очень грамотно и интересно прошелся по всем спектаклям, дал какие-то советы и пожелания, говорил минут 15, но его хотелось слушать еще и еще, и совершенно не стеснялся публики, так что в конце речи режиссер театра Андрей Сидельников спросил, не пишет ли он что-нибудь, не публикует ли свои материалы, потому что театру очень важны и нужны такие люди, которые могут высказать свое мнение. Я в этот момент стояла за кулисами с коробочками для голосования, которые нужно было вынести на сцену, и, услышав эти слова, чуть не упала в обморок. Я же пишу, уже пишу о вашем театре уже почти 3 месяца!!! Я решила, что это знак, набралась смелости и подошла потом в Сидельникову и рассказала ему о блоге. В общем, если все получится, то получится что-нибудь опубликовать в официальной группе ТЮЗа…а даже если нет, то я очень хочу сохранить это чувство в себе, что я впервые чего-то добилась.

И все-таки этот театр – потрясающее место, такого я еще не встречала. Один раз я бежала по коридорчику за сценой, а впереди меня шел артист Михаил Ройзен, тоже шел торопливым шагом и не видел меня, и тут в один момент его осанка распрямилась, шея вытянулась, плечи расправились, он начал идти неспешным вальяжным шагом, немного отставив правую руку вперед и начал бормотать что-то себе под нос. В общем, вошел в образ. В один момент, как по щелчку.
Поэтому очень не хотелось, чтобы такие моменты заканчивались. Особенно когда после встречи с критиком мы все вместе с артистами собрались в гримерке, и поэтому я была очень рада и счастлива узнать, что в зрительском голосовании победил “Человек-подушка”!!! А это значит, что работа продолжиться, и спектакль поставят целиком!


На этом я закончу рассказ о лаборатории. Поздравляю всех артистов и режиссеров, вы все большие молодцы, все прошло на ура! 
Добавьте подпись

Комментариев нет:

Отправить комментарий