пятница, 22 января 2016 г.

Лаборатория. День третий.

Ну вот и все, наступил и пролетел третий день. Время 5 утра, и я, как и предполагала, не могу уснуть, голова кипит от впечатлений. Знаете, я вот даже не предполагала, что это будет мероприятие такого масштаба! Было около 70 человек зрителей, московский критик, фотографы и журналисты. Все началось в 4 часа, и вместе с показом эскизов, обсуждением и голосованием продлилось до 8 вечера. Когда я сегодня (или уже, получается, вчера) наблюдала за работой журналистов – как они собирают материал, записывают интервью на диктофон, задают какие-то вопросы, я поняла, что у меня перед ними есть преимущество. Я не ограничена рамками газетной полосы и в отличие от них веду свой личный блог в интернете, я чаще всего стараюсь избегать выражения чего-то очень личного тут, но вчера поняла, что именно это и нравится читателям. Когда я открываюсь и много выражаю себя, получается лучше. Поэтому сегодня и впредь постараюсь также.

Суть Лаборатории заключается в том, что актерам театра предоставлена возможность почувствовать себя в роли режиссеров. Они выбирают любой на свой вкус спектакль и ставят из него какой-то отрывок. Всего представлено 6 работ. В качестве сцен работал весь театр – действие проходило и на большой сцене, и на малой, и в Элегии, и в подвале. Зрители переходили от одной точки к другой, а в конце вечера была встреча с режиссерами и голосование за лучший отрывок. Победивший эскиз будет поставлен полностью в полноценный спектакль.

Я не видела всех работ, но постараюсь сказать пару слов о каждом из них.

Началось все на большой сцене с эскиза Лапаева “Книга”. Это был танцевально-акробатический номер о том, как нужно и важно читать, наш век полностью захватили интернет и технологии. Если честно, мне этот номер не очень понравился, потому что такие красивые движения актеров постоянно перебивались вставками из книг – кто-то из них останавливался и начинал читать отрывки из разных произведений, я даже узнала “У войны не женское лицо” Алексиевич. С точки зрения пластики, номер был очень красивым и завораживал зрелищем, но постоянные вставленные монологи разрушали всю атмосферу и перебивали танец. Я подумала, ну либо вы танцуйте, либо читайте. Что интересно, мое мнение озвучил потом московский критик Павел Руднев. Просто лично мне показалось, что танец тут был главным, особенно потому как я видела, сколько его репетировали и какие были мокрые актеры за кулисами, но из-за чтения книг я уже  не могла сосредоточиться на движениях.

Вторая работа была на малой сцене – отрывок из спектакля “Ночь после выпускного”, поставленный Степановым. Этой работы я не видела, но вместе со мной помощником режиссера взяли девочку из старшей группы Александрии Алину Ольшевскую, которая как раз помогала с работой по этому отрывку, поэтому я попросила ее просто написать мне пару слов о том, как для нее прошла лаборатория:

“Лаборатория для меня – это хорошая возможность понять внутренний мир театра, попасть в этот хаос творческого процесса и вдруг увидеть полноценное действо на сцене. За эти 3 дня я поняла, какие же разные все-таки люди: их характеры, идеи, мысли, и ни один не похож на другого.

Не смотря на то, что пользы от меня для отрывка режиссера В. Степанова “Ночь после выпускного” Тендрякова было крайне мало, но хорошие уроки я все-таки получила, наблюдая за процессом репетиции. Если судить в общем, то полная картина отрывка получилось благодаря совместному творческому штурму актеров и режиссера”.

Я стала замечать, что мне давно уже неинтересно просто смотреть фильмы или спектакли. Мне важно знать, как проходила подготовка, какой смысл несут в себе те или иные действия, что вкладывал режиссер или автор в каждую сцену, как актеры прорабатывали свои образы – просто видеть конечный продукт на экране или сцене – это уже очень скучно. Я теперь про каждый просмотренный фильм, который мне особенно понравился, ищу информацию в интернете. Какие-то интересные факты, съемки с репетиций и так далее, что-то даже записываю себе в блокнот. Потом у меня соберется топ интересных фактов о разных фильмах и актерах.

Поэтому мне больше всего нравятся старые фильмы, где минимум технологий и компьютерных спецэффектов, где каждая сцена снималась вручную, а не на зеленом экране. Так же гораздо интереснее, это больше похоже на театр, этому больше веришь, это больше похоже на магию кино. Я в такие моменты вспоминаю, как во время съемок первой части “Хоббита”, сцена, когда гномы и Гэндальф проводили собрание за столом, снималась раздельно, так как нужно было создать видимый эффект разницы в росте. Исполнителя роли Гэндальфа, Йена МакКелена снимали в отдельной пустой комнате  в одиночестве, без партнеров, на фоне зеленого экрана. Это разочаровало актера настолько, что он заплакал:

“Да, я на самом деле плакал. Я сказал вслух “Не для этого я пришел в кино”. К сожалению, мой микрофон не был выключен, и мои слова слышали все в студии”.

Но что-то я отошла от темы. Третий был отрывок снова на большой сцене, который я опять не видела. Новая современная интерпретация Чеховской “Дамы с собачкой”, сделанная Натальей Маламут. Лично я всегда очень сопротивляюсь переделкам и “осовремениваниям”. Я очень этого не люблю, я предпочитаю все оригинальное, так сказать по канону. Однако зрителям и критикам спектакль понравился, а я не буду ничего говорить, потому что не видела его.

А вот дальше была работа Вадима Карионова в подвале! Ух, как меня трясло перед началом. По-моему, все волнение актеров и режиссера ушло ко мне, хотя я даже на сцене не появляюсь, вся моя работа в коридорчике перед помещением подвала, где меня зрителю не видно. Как я и предполагала, половину работы сделала уже атмосфера подвала – люди спускались уже с интересом, восторгом в глазах, оглядывались по сторонам, завороженно ахали. Но, как я опять предполагала, этот спектакль не для всех – два человека даже вышли. Не досмотрев до конца. Но только два, остальные все (особенно молодежь) выходили в восторге. Музыка, минимум света, звуки капающей воды – все это наводило мурашки. Подвальное помещение было использовано режиссером по максимуму. Лично я очень хочу, чтобы поставили продолжение этому спектаклю, хочется знать, что будет дальше и здорово было бы, если бы все остальное действие тоже было в подвале.

Пятый отрывок был в Элегии, который я опять-таки не видела! Знаю только, что она была о Гумилеве и Одоевцевой, поставлена Артемом Яцунхо и особенно понравилась учителям.

А вот последний эскиз из спектакля “Это все она” Андрея Иванова, особенно понравился мне. Он об отношениях матери и подростка-сына, о сложных, натянутых, проблемных отношениях, жутком непонимании, когда мы буквально говорим на разных языках, смотрим на одну и ту же вещь, но видим ее по-разному. Это особенно хорошо было показано в моменте, когда во время очередного скандала, герои мать и сын говорят о себе в третьем лице, и мать говорит “А он все плачет”, а сын “А я все смеюсь”.

Тут еще вплетается тема виртуализации общества, проблема социальных сетей. Все это казалось бы уже поднадоело (лично мне), но продолжение этого спектакля я хочу видеть на сцене ТЮЗа! Это было сказано как-то по-новому, и мне было так жалко мать, что я чуть не расплакалась за кулисами.

А в конце было голосование и обсуждение со зрителями, где каждый мог сказать свое мнение. Лично на мой взгляд, лаборатория удалась. Я никогда ни в чем таком не участвовала, да еще тем более не со стороны зрителя, а из-за кулис, но я присоединюсь к их мнению – было очень умно и правильно разбить театр на несколько сцен, что можно было увидеть почти все здание изнутри, и даже подвал! Если бы я увидела это все в качестве зрителя, у меня бы голова взорвалась от эмоций. Это так интересно постороннему человеку видеть почти весь театр изнутри, когда тебя проводят даже за кулисы, возникает какая-то особая эмоциональная связь с этим местом и доверие к актерам.

Очень хочу, чтобы такие эксперименты с лабораторией только продолжались, я уверена, что это будет востребовано. Тем более, это такая интересная возможность увидеть актеров в роли режиссеров, я думаю, что у всех получилось справиться со своей задачей.

В общем, эти три дня пролетели совершенно незаметно, однако о лаборатории, Михале и Катуряне, подвале и Вадиме Карионове этот пост еще не последний.



Комментариев нет:

Отправить комментарий