Ну вот и все, наступил и пролетел третий день. Время
5 утра, и я, как и предполагала, не могу уснуть, голова кипит от впечатлений. Знаете,
я вот даже не предполагала, что это будет мероприятие такого масштаба! Было около
70 человек зрителей, московский критик, фотографы и журналисты. Все началось в
4 часа, и вместе с показом эскизов, обсуждением и голосованием продлилось до 8
вечера. Когда я сегодня (или уже, получается, вчера) наблюдала за работой
журналистов – как они собирают материал, записывают интервью на диктофон,
задают какие-то вопросы, я поняла, что у меня перед ними есть преимущество. Я не
ограничена рамками газетной полосы и в отличие от них веду свой личный блог в
интернете, я чаще всего стараюсь избегать выражения чего-то очень личного тут,
но вчера поняла, что именно это и нравится читателям. Когда я открываюсь и
много выражаю себя, получается лучше. Поэтому сегодня и впредь постараюсь
также.
Суть Лаборатории заключается в том, что актерам
театра предоставлена возможность почувствовать себя в роли режиссеров. Они выбирают
любой на свой вкус спектакль и ставят из него какой-то отрывок. Всего представлено
6 работ. В качестве сцен работал весь театр – действие проходило и на большой
сцене, и на малой, и в Элегии, и в подвале. Зрители переходили от одной точки к
другой, а в конце вечера была встреча с режиссерами и голосование за лучший
отрывок. Победивший эскиз будет поставлен полностью в полноценный спектакль.
Я не видела всех работ, но постараюсь сказать пару
слов о каждом из них.
Началось все на большой сцене с эскиза Лапаева “Книга”.
Это был танцевально-акробатический номер о том, как нужно и важно читать, наш
век полностью захватили интернет и технологии. Если честно, мне этот номер не
очень понравился, потому что такие красивые движения актеров постоянно
перебивались вставками из книг – кто-то из них останавливался и начинал читать
отрывки из разных произведений, я даже узнала “У войны не женское лицо”
Алексиевич. С точки зрения пластики, номер был очень красивым и завораживал
зрелищем, но постоянные вставленные монологи разрушали всю атмосферу и
перебивали танец. Я подумала, ну либо вы танцуйте, либо читайте. Что интересно,
мое мнение озвучил потом московский критик Павел Руднев. Просто лично мне
показалось, что танец тут был главным, особенно потому как я видела, сколько
его репетировали и какие были мокрые актеры за кулисами, но из-за чтения книг я
уже не могла сосредоточиться на
движениях.
Вторая работа была на малой сцене – отрывок из
спектакля “Ночь после выпускного”, поставленный Степановым. Этой работы я не
видела, но вместе со мной помощником режиссера взяли девочку из старшей группы
Александрии Алину Ольшевскую, которая как раз помогала с работой по этому отрывку,
поэтому я попросила ее просто написать мне пару слов о том, как для нее прошла
лаборатория:
“Лаборатория для меня – это хорошая возможность
понять внутренний мир театра, попасть в этот хаос творческого процесса и вдруг
увидеть полноценное действо на сцене. За эти 3 дня я поняла, какие же разные
все-таки люди: их характеры, идеи, мысли, и ни один не похож на другого.
Не смотря на то, что пользы от меня для отрывка
режиссера В. Степанова “Ночь после выпускного” Тендрякова было крайне мало, но
хорошие уроки я все-таки получила, наблюдая за процессом репетиции. Если судить
в общем, то полная картина отрывка получилось благодаря совместному творческому
штурму актеров и режиссера”.
Я стала замечать, что мне давно уже неинтересно
просто смотреть фильмы или спектакли. Мне важно знать, как проходила
подготовка, какой смысл несут в себе те или иные действия, что вкладывал
режиссер или автор в каждую сцену, как актеры прорабатывали свои образы –
просто видеть конечный продукт на экране или сцене – это уже очень скучно. Я теперь
про каждый просмотренный фильм, который мне особенно понравился, ищу информацию
в интернете. Какие-то интересные факты, съемки с репетиций и так далее, что-то
даже записываю себе в блокнот. Потом у меня соберется топ интересных фактов о
разных фильмах и актерах.
Поэтому мне больше всего нравятся старые фильмы, где
минимум технологий и компьютерных спецэффектов, где каждая сцена снималась
вручную, а не на зеленом экране. Так же гораздо интереснее, это больше похоже
на театр, этому больше веришь, это больше похоже на магию кино. Я в такие
моменты вспоминаю, как во время съемок первой части “Хоббита”, сцена, когда
гномы и Гэндальф проводили собрание за столом, снималась раздельно, так как
нужно было создать видимый эффект разницы в росте. Исполнителя роли Гэндальфа,
Йена МакКелена снимали в отдельной пустой комнате в одиночестве, без партнеров, на фоне
зеленого экрана. Это разочаровало актера настолько, что он заплакал:
“Да, я на самом деле плакал. Я сказал вслух “Не для
этого я пришел в кино”. К сожалению, мой микрофон не был выключен, и мои слова
слышали все в студии”.
Но что-то я отошла от темы. Третий был отрывок снова
на большой сцене, который я опять не видела. Новая современная интерпретация
Чеховской “Дамы с собачкой”, сделанная Натальей Маламут. Лично я всегда очень
сопротивляюсь переделкам и “осовремениваниям”. Я очень этого не люблю, я
предпочитаю все оригинальное, так сказать по канону. Однако зрителям и критикам
спектакль понравился, а я не буду ничего говорить, потому что не видела его.
А вот дальше была работа Вадима Карионова в подвале!
Ух, как меня трясло перед началом. По-моему, все волнение актеров и режиссера
ушло ко мне, хотя я даже на сцене не появляюсь, вся моя работа в коридорчике
перед помещением подвала, где меня зрителю не видно. Как я и предполагала,
половину работы сделала уже атмосфера подвала – люди спускались уже с
интересом, восторгом в глазах, оглядывались по сторонам, завороженно ахали. Но,
как я опять предполагала, этот спектакль не для всех – два человека даже вышли.
Не досмотрев до конца. Но только два, остальные все (особенно молодежь)
выходили в восторге. Музыка, минимум света, звуки капающей воды – все это
наводило мурашки. Подвальное помещение было использовано режиссером по
максимуму. Лично я очень хочу, чтобы поставили продолжение этому спектаклю,
хочется знать, что будет дальше и здорово было бы, если бы все остальное
действие тоже было в подвале.
Пятый отрывок был в Элегии, который я опять-таки не
видела! Знаю только, что она была о Гумилеве и Одоевцевой, поставлена Артемом
Яцунхо и особенно понравилась учителям.
А вот последний эскиз из спектакля “Это все она”
Андрея Иванова, особенно понравился мне. Он об отношениях матери и
подростка-сына, о сложных, натянутых, проблемных отношениях, жутком
непонимании, когда мы буквально говорим на разных языках, смотрим на одну и ту
же вещь, но видим ее по-разному. Это особенно хорошо было показано в моменте,
когда во время очередного скандала, герои мать и сын говорят о себе в третьем
лице, и мать говорит “А он все плачет”, а сын “А я все смеюсь”.
Тут еще вплетается тема виртуализации общества,
проблема социальных сетей. Все это казалось бы уже поднадоело (лично мне), но
продолжение этого спектакля я хочу видеть на сцене ТЮЗа! Это было сказано
как-то по-новому, и мне было так жалко мать, что я чуть не расплакалась за
кулисами.
А в конце было голосование и обсуждение со
зрителями, где каждый мог сказать свое мнение. Лично на мой взгляд, лаборатория
удалась. Я никогда ни в чем таком не участвовала, да еще тем более не со
стороны зрителя, а из-за кулис, но я присоединюсь к их мнению – было очень умно
и правильно разбить театр на несколько сцен, что можно было увидеть почти все
здание изнутри, и даже подвал! Если бы я увидела это все в качестве зрителя, у
меня бы голова взорвалась от эмоций. Это так интересно постороннему человеку
видеть почти весь театр изнутри, когда тебя проводят даже за кулисы, возникает
какая-то особая эмоциональная связь с этим местом и доверие к актерам.
Очень хочу, чтобы такие эксперименты с лабораторией
только продолжались, я уверена, что это будет востребовано. Тем более, это
такая интересная возможность увидеть актеров в роли режиссеров, я думаю, что у
всех получилось справиться со своей задачей.
В общем, эти три дня пролетели совершенно незаметно,
однако о лаборатории, Михале и Катуряне, подвале и Вадиме Карионове этот пост
еще не последний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий