Сегодня я побывала в очень интересном месте. И как
всегда, особенно хорошо то, что ты совершенно не ожидаешь и не планируешь, ведь
так нельзя разочароваться, ты же ничего не ждал!
![]() |
Когда понимаешь, что следующие несколько часов пройдут великолепно |
Сегодня была сдача спектакля у нашей Лены. Лена –
это своеобразный театральный домовой. Она там проводит 24 часа в сутки 7 дней в
неделю, вот уже почти 5 лет. Как ни
придешь – она там. Смотрит все спектакли, иногда даже в них участвует, помогает
руководить нашей студией, рассылает каждый день новое расписание занятий,
собирает деньги на дни рождения и всегда дарит самые лучшие подарки.
![]() |
Театр Пилигримов, основан в 1981 году |
Так вот, сдача проходила не в нашем ТЮЗе, а в Театре Пилигримов. Когда мы уже подходили к театру, Дмитрий Юрьевич сказал “Ну вот мы и пришли”, и один из ребят спросил “А где театр?”. Потому что театр этот выглядит очень, казалось бы, не по-театральному. Он располагается в старинном здании 19 века, который является памятником архитектуры. Театр скорее похож на музей, или даже на маленький жилой домик. Но мне он очень напомнил театр “Blue Slipper” в Америке.
Немного воспоминаний…этот театр находился в соседнем
городке Ливенгстоуне. Туда мы ездили с моей второй принимающей семьей Джейми и
Кайлом. Они знали, что я очень люблю театр, хотя сами раньше этим не
интересовались, но ради меня решили попробовать.
Театр меня удивил! Он был крохотный. В старом
двухэтажном домике. Он был в форме вытянутого прямоугольника, и сцена там тоже
была маленькая-маленькая. В зале было человек 50, а на втором этаже можно было
попить сока и газировки (чуть не написала чаю) с печеньем. Весь спектакль играли
только два актера. Сюжет был о том, как в маленький домик на Аляске, где жил
один мужчина, в страшную метель пришла молодая девушка в свадебном платье. Пришла
и упала без чувств. И сначала мне было
очень трудно понять смысл и вообще найти его, к тому же еще и английский язык,
но в конце все стало ясно, и спектакль мне очень понравился. Это история о двух
запутавшихся и пытавшихся сбежать от самих себя людях. Мужчина оказался в этом
Богом забытом месте из-за того, что из-за его неосторожности погибла его
маленькая дочка (он не доглядел, и она упала со стола на кафельный пол). Он не
смог дальше жить с таким грузом вины со своей женой и просто сбежал на Аляску
работать и жить там.
А девушка выходила замуж. И прямо у алтаря она вдруг
внезапно попросила разрешения немного подышать свежим воздухом, села в машину и
ехала до тех пор, пока ее машина не увязла в снегу на Аляске. Она просто
поняла, что выходит замуж не за того человека и просто…сбежала.
Весь спектакль построен на диалоге, бесконечном диалоге
и в конце открытый финал. Совершенно не ясно, что будет дальше?
Но мне очень понравилось. И игра актеров, и неясная
концовка, но особенно атмосфера этого маленького театра. Мы будто бы собрались
у кого-то дома на вечер самодеятельности.
И Театр Пилигримов вернул меня в то время и в эти
воспоминания.
![]() |
Как видите, тут сцена еще меньше, чем в Америке |
Как я услышала среди разговоров зрителей, это “Маленький
и уютный театр”.
Перед началом спектакля на сцену вышел немного
поговорить со зрителями режиссер и основатель
театра Владимир Соколов. Сначала его речь казалось будто бы вырванной из
контекста, потому что я не могла понять, о чем и зачем он говорит (мы же даже
не знали названия спектакля, не говоря уже о чем он будет). Но в конце все
сложилось как паззл.
Он рассказал нам легенду о Летучем Голландце, вы же
знаете ее, да? О злом жестоком капитане корабля, который вздумал штурмовать мыс
Доброй Надежды в жуткий шторм, и вся команда взбунтовалась. В итоге Капитан
казнил большую часть мятежников и в наказание за свою жестокость и
бесчеловечность был проклят Богом и обречен на вечное скитание по морям. В своих
заметках в телефоне я написала “Надо верить” – это фраза, которую сказал
Владимир Соколов об этой легенде. Мол, почему нет, возможно, этот корабль и по
сей день нападает на наши уже современные корабли? Надо в это верить. Это так
здорово, когда взрослые люди верят в такие легенды, потому что как иначе он
заставит поверить людей в то, что творится на сцене?
![]() |
Режиссер Владимир Соколов |
Еще он рассказал о Вагнере и его сильной,
торжественной, высокопарной музыке, которая очень нравилась Гитлеру и фашистам,
и посоветовал послушать его хотя бы 20 минут.
А потом начался сам спектакль.
Он назывался “Сердце матери”, но, как сказал
режиссер, сейчас бы он назвал его
“Славянская Мадонна”.
Кстати, это оказался не просто спектакль, а мюзикл. Какие
потрясающие у всех голоса! В таком маленьком уютном театре такие мощные и
красивые голоса.
![]() |
Мама и ее маленький сын, который мечтает о море |
Мальчик вырос и стал капитаном, и его отправили на
войну. Его мама очень ждала его, не спала ночами и жила от одного треугольного
письма к другому, лишь мечтала вновь увидеть сына. И вот, наконец, она
дождалась, и он возвращается! Но почему-то был отдан страшный приказ об уничтожении
этого города, где жила его мама. Города, и всех его жителей. И здесь происходит
главный момент спектакля, когда мы видим, что маленький мальчик, который мечтал
в детстве о море, превращается в чудовище и выполняет приказ. Уничтожает город,
убивает всех, убивает даже свою мать, не узнав и не признав ее.
Почти все время хотелось плакать.
Хотя на самом деле, этот спектакль очень трудно
понять и проследить сюжет. Может, и я поняла не совсем правильно? Там есть
много других персонажей, помимо мамы и Капитана, например образ трех девушек и
кто они, осталось для меня загадкой. Одна из них просто женщина, вторая
учительница, третья оперная дива (которую играла наша Лена), и они либо образы
разных матерей, что ждут своих сыновей с войны, либо внутренние переживания
главной героини-матери.
Так как это была сдача спектакля, режиссер сидел на
первом ряду и делал замечания актерам. Когда учительница вышла на сцену
уверенным шагом, цокая каблуками по полу, он сказал в полголоса “Не топай”, и
ей пришлось ходить так же уверенно и резко, но почти на цыпочках. Наверное, так
работать еще сложнее, когда на тебя смотрят зрители и режиссер. Нужно о “быть в
образе” и слушать замечания, одновременно быть и героем, и актером.
![]() |
Наша прекрасная Елена |
Мне интересно, как режиссеры находят свои творческие
решения, такие простые, но гениальные. Сейчас объясню, о чем я.
В одном из моментов, как раз тогда, когда Капитан
принимает решение об уничтожении своего города и его жителей, играет музыка и
на сцене танцует девушка с красной тканью. Может, для кого-то это просто танец
с просто красной тканью, но мне этот момент запомнился больше всего и ударил в
самое сердце. Он мне напомнил сцену из фильма Стивена Спилберга “Список
Шиндлера”. Кто не смотрел – это фильм, основанный на реальных событиях, о немецком
бизнесмене Оскаре Шиндлере, который во времена Второй Мировой Войны спас от
смерти 1200 евреев, устроив их на работу на своем заводе по изготовлению
посуды. В фильме есть момент, когда на гетто, в котором жили и работали евреи,
нападает немецкий отряд во главе с командующим Амоном Гёттом. Почти весь город
был вырезан подчистую, а Оскар Шиндлер в этот момент, сидя на лошади, смотрел
на все это с обрыва, не в силах остановить или сделать хоть что-то. Сам фильм
черно-белый, но именно в этой сцене, когда вокруг происходят убийства (снято просто в гиперреализме), по городу идет маленькая девочка в красном пальто. Идет
и идет мимо немцев, развали домов и прячется в какой-то комнате под кроватью. Но
в конце, среди множества трупов убитых евреев ярко-красным пятном выделялась
лежащая мертвая девочка.
![]() |
Стреляй же, Капитан!!! |
И для меня такой красный цвет символ чего-то
ужасного, страшного, смерти, убийства, неоправданной жестокости. И когда
девушка на сцене танцевала с этой красной тканью, я понимала, что творится в
голове у Капитана в этом миг. И в конце, когда он принял решение, под слова “Стреляй
же, Капитан!!!”, она вешает ему ткань на плечи.
По-моему, это был самый сильный момент всего
действия.
Они прибегли к такому же эффекту во второй раз – в сцене,
когда мать просит прощения у сына, что слишком сильно его любила, а Капитан не
признает ее, сзади нах девушка танцует с синим полотном. В этот раз я увидела
здесь синее бушующее море, которому мама когда-то отдала своего сына, который
так мечтал о нем. Она ведь до последнего момента любила своего ребенка, ждала и
не верила, что он может совершить такую жестокость. Вот такая слепая
материнская любовь, и танцовщица кладет “море” на плечи матери.
В общем, мне этот спектакль понравился хотя бы из-за
этих двух сильных моментов.
А в конце, когда мне актеры вышли на поклон, к нам
поднялся один из персонажей – художник, и раздал нам листочки с портретами
актеров. Конечно, это были распечатки в виде рисунков, но я, наивная душа, вообще
сначала подумала, что он в течение спектакля рисовал мой портрет, когда увидела,
как он идет в мою сторону.
Когда актеры удалились со сцены, Владимир Соколов
еще немного поговорил с нами и сказал, что сюжет этого спектакля связан с
недавним происшествием, как один мужчина убил свою мать на глазах у толпы за
то, что та не пустила его в ИГИЛ. Я не люблю, когда творчество смешивают с
политикой, но это не мое мнение, а слова режиссера, причем очень серьезные, о
страшном животном поступке и реального мужчины, и Капитана из спектакля, так
что я решила об этом написать тоже.
![]() |
Поклон. И все плохие вновь стали хорошими. |
Если будете в Иркутске – обязательно посетите Театр
Пилигримов, хотя бы из-за его домашней и уютной атмосферы.
P.S.

Спасибо за Северуса Снейпа, лучше вас его бы никто
не сыграл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий