Сегодня, к сожалению, фотографий в посте не будет. Поэтому
яркие картинки я постараюсь воссоздать в вашем воображении силой своего слова.
Второй день лаборатории прошел очень продуктивно,
завтра уже показ перед зрителями, а сегодня была сдача главному режиссеру и
директору театра.
Сейчас пора подробнее рассказать о самом спектакле.
Повторюсь, Вадим Карионов, режиссер, взял отрывок из
пьесы МакДонаха “Человек-подушка”, сюжет которой повествует о двух братьях
Михале и Катуряне, которые подозреваются в убийстве трех детей, так как в их
доме была обнаружена коробка с отрубленными детскими пальчиками, и убийства
совершены в точности как в рассказах, которые пишет Катурян.
Наш отрывок начинается с момента как Михал сидит в
камере в полиции, и слышит, как где-то пытают Катуряна.
И это очень жуткое и многообещающее начало!
Вадимом были добавлены персонажи, которых в
оригинале пьесы не было – Анна Конончук и Виктория Криницкая играют “Нутро” – две
сущности, находящиеся в подсознании братьев. Точнее, они и есть их подсознание.
Чтобы добиться пущего эффекта, Нутро полностью обмотаны пищевой пленкой, так,
что даже не понятно мужчины они или женщины, и они просто превосходно вписываются
в обстановку подвала, по-моему, лучше костюма и не придумаешь.
На протяжении всего действия они стоят возле главных
героев, и держат лампы над их головами, немного общаются с ними, разыгрывают
сказку с куклами.
Несмотря на то, что они играют одинаковых сущностей,
они очень разные, и это моя почти самая любимая часть из этого спектакля. Очень
интересно наблюдать, как Михал, у которого задержка в умственном развитии,
коротко переговаривается со своим Нутром (которое играет Анна), играет с ним,
балуется, включая и выключая свет на лампе. А Нутро Катуряна более абстрагированное
от него, оно лишь успокаивает его, когда Катурян впадает в истерику и почти не
смотрит в его сторону. Когда в самом начале играет классическая музыка,
Виктория, исполняющая эту роль, с
закрытыми глазами слушает, вслушивается в мелодию и качает в такт головой, и
это смотрится очень красиво.
Скорее всего, это очень сложно представить, если не
видел вживую…
В общем,
спектакль начинается с момента как Михал (Илья Крикун) слышит, как пытают
Катуряна, и под его крики пытается рассказать сказку про зеленого поросенка, но
его очень сбивает орущий брат. И в эти моменты свет то включается, то
выключается, и, кстати, эти лампы у Нутро – единственный источник света, и
поэтому без них подвал погружается в кромешную тьму и вообще ничего не видно.
Играет спокойная классическая музыка. Щелчок – свет загорается,
и
-Однажды, на самом краю земли…
Щелчок – свет мигает и раздается громкий крик
Катуряна. Свет снова мигает и
-Однажды, на самом краю земли жил-был зеленый
поросенок, - говорит Михал, и тут он будто бы собирается снова заговорить, но
свет мигает и опять раздается крик, и Михал пытается подражать этому крику,
открыв рот.
Свет мигает.
-Однажды на краю земли жил-был зеленый поросенок… А
было ли это на краю земли? И было ли это было на самом деле? (Пауза.) Нет,
все-таки это было на самом краю земли, и было на самом деле.
Свет мигает и опять раздается крик, и Михал уже
полностью копирует его, корчась как будто бы от боли, беззвучно открывая рот.
Свет мигает, и в тот момент, пока подвал погружен во
тьму, Михал незаметно меняет положение,
и когда свет загорается, он сидит, поджав ноги под себя на металлическом ящике
и смотрит злым взглядом прямо в глаза зрителю и сквозь зубы говорит:
-Замолчи. Ты мешаешь мне рассказывать.
Свет мигает. Крик. Михал снова копирует его, корчась
от боли на крышке ящика.
Свет мигает, и он снова смотрит прямо тебе в глаза и
говорит:
-Нет, я никогда не смогу сочинять рассказы, как ты.
Начинает играть громкая музыка и в темноте на сцену
выходит Катурян (Филипп Черный).
Очень сильное и цепляющее начало. Меня это в первый
раз приковало к месту, и я не могла оторваться от взгляда Михала. А во время
одной из репетиций, когда он смотрит мне в глаза и цедит сквозь зубы “Замолчи,
ты мешаешь мне рассказывать”, он вытянул вперед руку и показал на меня
пальцем, а в этот момент ему на руку
капнула капля воды с потолка, и это было очень жутко и завораживающе. Капля разбилась
об его руку и разлетелась на множество маленьких частичек, а он в этот момент
зло смотрел на меня и говорил “Замолчи…”
Кстати, я не зря говорю “Михал смотрел на меня”, а
не “Илья смотрел на меня”, потому что мне кажется, что именно в этот момент на
меня смотрел именно Михал, Илье получилось вжиться в его образ.
А уж Филипп в образе Катуряна…у него прямо злодейский
мрачный типаж, и он очень хорошо вписывается в эту роль.
Далее действие разворачивается вокруг разговора
братьев, и Катурян вынуждает Михала поклясться, что тот не убивал трех
маленьких детишек и обещает, что они обязательно выберутся из тюрьмы, надо лишь
держаться друг друга.
А вот потом
начинается моя любимая сцена, где Михал просит Катуряна рассказать ему его
сказку про Человека-Подушку.
Я решила, что я лучше просто возьму текст этой
сказки из пьесы, чем пересказывать ее своими словами:
“Однажды… жил-был человек, который
не был похож на всех остальных. Он был почти вдвое
выше, чем обычные
люди…и весь был сделан из пухленьких розовых
подушек. Его руки были как подушки, его ноги были как подушки, его тело было
как подушка, его пальцы были как маленькие подушечки, и даже его голова была
как подушка, большая круглая подушка, похожая на шар. На ней красовались глаза,
сделанные из пуговиц, и большой рот, который всегда улыбался. Поэтому всегда, в
любое время дня и ночи, можно было рассмотреть его зубы, которые, конечно, тоже
были подушками. Маленькими беленькими подушечками.
Человек-подушка смотрел на всех людей, нежно и
по-доброму, потому что занятие его было весьма печально и трудно…
Как только мужчина или женщина, чья жизнь вдруг
стала очень грустной и невыносимой, захотят окончить ее разом, прекратить
унылое течение дней и навсегда-навсегда позабыть о душевной боли, когда они готовы
попрощаться с жизнью с помощью бритвы, пули или бытового газа….
Какой бы способ самоубийства они бы не предпочли - конечно,
слово «предпочли» здесь не самое точное слово, - но все равно, как только они
задумались об этом, в этот момент к ним приходит Человек- подушка, садится
подле них, обнимает и держит, шепча в уши: «Подожди чуток». И время
останавливается, и, когда время окончательно замирает, Человек-подушка возвращает людей к тому сроку,
когда эти мужчины или женщины были маленькими мальчиками или девочками, когда
ужасная жизнь, к которой они теперь
подошли, еще только начинается. Работа Человека- подушки весьма и весьма
печальна, он убеждает детей убить себя, чтобы те счастливо избежали тех ужасных
лет страдания и боли, которые и так должны окончиться точно таким же способом:
вглядываясь в черноту газовой духовки, вглядываясь
в дуло пистолета, вглядываясь в колдовское озеро. Вы могли бы на это возразить:
«Я никогда в жизни не слышал о том, чтобы маленькие дети убивали сами себя». На
это Человек-подушка вам ответит, что он подстраивает дело так, словно бы это
был просто трагический случай: он подсовывает детям баночку с таблетками,
похожими на конфеты, он подводит детей к тому месту на реке, где весенний лед
особенно тонок, он подводит их к припаркованным машинам, которые неожиданно
трогаются с места, он показывает детям, как натянуть на головы полиэтиленовый
пакет, в котором не оказывается дырок. Родители всегда охотнее смирятся с
потерей пятилетнего ребенка в результате трагического случая, чем с осознанием
того, что их пятилетний малыш решил свести счеты с жизнью, которая показалась
ему ужасающей.
Но не все дети слушались Человека-подушку. Однажды
одна маленькая девочка, невероятно счастливая, не поверила Человеку-подушке, когда
он сказал ей, что жизнь жестока, а ее жизнь будет в будущем особенно невыносимой.
Она прогнала его, и Человек-подушка ушел ни с чем, рыдая клейкими,
крокодиловыми слезами, которые тут же образовывали огромные лужи на земле.
В
следующую ночь в дверь ее спальни постучали, но девочка снова прогнала гостя:
«Иди отсюда, Человек-подушка. Я уже сказала тебе, что счастлива. Была счастлива
и буду счастлива всегда». Но это был не Человек- подушка. Это был другой
мужчина. В эту ночь ее мамы не было дома, и с тех пор этот человек стал все
время приходить к ней в те ночи, когда ее мама не ночевала дома. И совсем скоро
жизнь девочки стала такой печальной, что однажды, в двадцать один год, она села
в отчаянии у открытой духовки и спросила у Человека-подушки: «Почему ты тогда
не уговорил меня?» И Человек-подушка ответил ей: «Я пытался, но ты, наверное,
была слишком счастлива». И тогда она открыла газ на полную мощность и перед
тем, как уйти насовсем, сказала: «Но я никогда не была счастлива, я никогда не
была счастлива».
Когда Человек-подушка выполнял свою работу хорошо,
смерть ребенка была ужасающей. Но когда Человек-подушка ленился, жизнь ребенка
была ужасающей, а когда ребенок вырастал, она становилась просто невыносимой, и его логическая смерть была кошмарной вдвое.
И тогда Человек-подушка, такой большой,
такой мягкий, ходил весь день в слезах, и его дом был полон воды.
Однажды он решил сделать свое последнее дело и
покончить с этим. Он пришел на свое излюбленное место, на берег прекрасной
реки, о котором он с нежностью вспоминал всю свою зрелую жизнь…
Он принес с собой небольшую канистру бензина. Сел
под свою любимую старую плакучую иву и стал ждать. Вокруг него были его любимые
игрушки, рядом стоял небольшой фургон. Человек-подушка услышал, как открылась
дверь, и из фургона на землю спустился маленький мальчик, который крикнул: «Я
пойду погуляю, мамочка». И мама сказала ему:
«Хорошо, только не опоздай к чаю, сынок». «Не опоздаю, мамочка». Мальчик
зашагал в его сторону, и когда Человек-подушка раздвинул ветви ивы, то он увидел,
что это был вовсе не маленький мальчик, а маленький Мальчик- подушка. И тогда
Мальчик-подушка сказал Человеку-подушке: «Привет», и Человек-подушка ответил
ему: «Привет», и они стали играть в игрушки…
И тогда Человек-подушка рассказал мальчику о своей
печальной работе, о мертвых детях и всех его грустных обязанностях, и
Мальчик-подушка тут же понял его, потому что это был счастливый маленький
человечек и все, что желала его душа, - это быть полезным другим людям. И тогда
он облил себя бензином, а его лицо расплылось в самой искренней улыбке. Сквозь клейкие
слезы Человек-подушка сказал: «Спасибо тебе», и мальчик ответил: «Да все хорошо! Скажи только моей маме, что я
сегодня не приду к чаю». Человек-подушка
сказал: «Хорошо, я скажу, мой милый мальчик» и понял, что впервые солгал
ребенку. И тогда Мальчик-подушка зажег спичку, а Человек- подушка сел на траву
и молча смотрел, как догорает костер. Последнее, что увидел исчезающий с лица
земли Человек-подушка, - счастливую улыбку мальчика, которая тут же растаяла в
воздухе вместе с запахом горелого пуха.
Это было последнее, что он успел увидеть. А
последнее, что он услышал, были звуки,
которые он уже не смог различить. Последнее, что он услышал - это были крики
сотен тысяч детей, которым он когда-то помог расстаться с жизнью и которые
теперь возвращались к ней, чтобы продолжать длить свои холодные, бессмысленные
дни, которые отпущены им жестокой судьбой.
Теперь он был так далеко от них, что при всем
желании не смог бы помочь им свести счеты с ужасающей жизнью, окончить которую
им теперь предстояло самостоятельно.”
Вот такая мрачная и жуткая история…
И вся она разыгрывается Нутро с помощью кукол. Для спектакля
специально были заказаны пять кукол – Человек-Подушка, Мальчик-Подушка, кукла
маленькой девочки и когда ей уже 21 и кукла мужчины, который приходил к ней
ночью. Три последние куклы безликие, я думаю, их особенно оценят те, кто боится
манекенов, если уж вас не напугала сама сказка.
Катурян дочитывает последнее предложение. Куклы занимают
свои места на стене. Начинает играть песня The Beatles “Yesterday”, Нутро подают Михалу
и Катуряну таз, и они умывают лицо и руки кровью из него и потом насухо
вытираются.
Это еще один очень жуткий момент, потому что кровь
выглядит очень натурально, хотя на самом деле это разведенная в воде томатная
паста.
Музыка стихает и
Михал: Только я не понял, Катурян, Человек-Подушка
умер?
Катурян: Да. Растворился в воздухе.
Михал: Понятно. Только мне одно не ясно, как это
произошло?
Катурян: Что? Как умер Человек-Подушка?
Михал: Да не. Как они ее нашли. Я же хорошо ее
спрятал.
Катурян: Что?
Михал: Коробку. С пальцами.
Выключается свет и начинает играть громкая музыка,
Филипп и Илья уходят со сцены, и когда загорается свет, на их месте сидят, едят
бутерброды и смеются маленькие дети, Михал и Катурян в детстве, которых потом
уводят за руки
Нутро.
Конец.
В общем…
У этого спектакля будет своя публика. Он не
понравится каждому, и скорее всего даже вызовет шок у некоторых. Возможно, что
кто-то даже уйдет и не досмотрит.
Но я бы хотела, чтобы этот спектакль поставили
полностью на большой сцене.
Тем более что Вадимом Карионовым была проведена
огромная работа, и я думаю, он с ней справился – все смотрелось очень
органично, к месту, красиво и пугающе. Какой бы ни была завтра оценка зрителя,
об этом спектакле точно будут говорить – он запоминается.
Как я уже написала, сегодня была сдача спектакля, на
которую помимо главного режиссера и директора театра пришли артисты, и
маленькое подвальное помещение было заполнено полностью. Я аккуратно смотрела
за реакцией людей – все завороженно смотрели на сцену. Кто-то с широко
распахнутыми глазами, кто-то в страхе закрывал лицо руками, но никто ни разу не
оторвал взгляда от действия.
И спектакль всем понравился!
Я искренне была рада за артистов и Вадима, они
прекрасно поработали.
На выходе каждый сказал что-нибудь похвальное, так
что я с нетерпением жду завтрашнего дня, когда его покажут зрителям.
А в конце Вадим пожал мне руку и поздравил со
сдачей, на что я сказала “Это вас со сдачей”, хотя мне было очень приятно, я
даже почувствовала свою причастность ко всему.
В общем, это был день второй.
А я уже не могу дождаться третьего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий