“Когда
умирают кони — дышат,
Когда
умирают травы — сохнут,
Когда
умирают солнца — они гаснут,
Когда
умирают люди — поют песни”.
Велемир Хлебников.
Наверное, немного
грустное начало для моего любимого предмета в театралке – вокальное и ансамблевое
пение.
Те, кто знают меня
давно, в курсе, насколько сильно я люблю петь и насколько не умею этого делать!
Ну совсем. Когда-то давно, когда я жила в поселке Горном я ходила 7 лет в
музыкальную школу, и это были худшие годы моей жизни. Ну нет, так резко
говорить не стоит. Я была на обще эстетическом отделении, то есть занималась
всем – танцами, английским, рисованием, лепкой, фортепиано и хором. Это дало
мне большое развитие, подарило мне мои дальнейшие интересы и увлечения, а еще
ясно дало понять, что танцы и пение – это вообще не мое.
Хореография для меня
закончилась печально – скача галопом в чешках по деревянному полу, я так сильно
шаркнула ногой, что прямо в кость мне вонзилась огромная толстая заноза. С тех
пор танцы для меня закончились до Америки – там я пол года брала курс для
начинающих. Я всегда завидую тем, кто так красиво может владеть своим телом –
свое я вообще не чувствую, у меня совсем отсутствует координация и поэтому тело
мое живет своей отдельной жизнью.
А пение…это вообще
отдельная история. К сожалению, в Горном не было хороших преподавателей, и
целых 7 лет в музыкальной школе не дали
мне ровным счетом ничего. Я как не умела петь, так и не умею, как не владела
инструментом, так и не владею. Более того, что самое неприятное, я была тогда
совсем маленькая, и из-за плохого отношения учителей моя нелюбовь к ним перешла
в ненависть к музыке и фортепиано. Меня гнали в музыкалку из-под палки, и даже
мой диплом об окончании до сих пор лежит там (а прошло уже 7 лет). Но, я
все-таки рада, что я ее закончила. Это научило меня не бросать даже самые
трудные дела (ну или хотя бы стараться).
И вот, спустя много
лет, мне представился шанс начать все с чистого листа. Я уже повзрослела и переосмыслила
свое отношение к музыке, и давно горела желанием научиться петь, ну хоть
чуть-чуть.
И, уроки пения здесь,
совершенно отличаются от того, что было в Горном!
Нашу преподавательницу
зовут Ольга Сергеевна, и пению она посвятила всю свою жизнь. На ее занятия
ходишь с удовольствием, потому что она очень добрый, светлый и открытый
человек, всей своей молодой и даже детской душой любящий свое дело. От нее
прямо веет этой большой любовью к жизни, музыке и родине!
У нас на удивление
собралась группа, где почти все поющие и причем с очень красивыми голосами. Есть
даже те, кто сами работают преподавателями по вокалу, кого-то природа щедро
наградила. У одного мальчика вообще оказался уникально низкий голос, что
встречается довольно редко. Все такие молодцы, что я, по началу, жутко
стеснялась, но прошло какое-то время, и вот я громко, звонко, совершенно никого
не смущаясь, не попадаю в ноты.
Для развития голоса у
нас целый комплекс упражнений под звуки фортепиано. Вот я сейчас прям
задумалась, как же мне это все описать словами, чтобы было понятно…очень это
сложно. Но, итог один – спустя почти два месяца занятий, я правда почувствовала
разницу – голос стал крепче, сильнее, и в ноты я стала попадать чаще. Главное,
появилась смелость! Так приятно, когда, усердно работая над чем-то, в конце
замечаешь результаты своего труда. Жаль только, что одна, даже под аккомпанемент,
я петь не могу, у меня совсем нет музыкального слуха, мне нужно, чтобы кто-то
рядом пел мне прямо в ухо. Именно поэтому я записалась на индивидуальные
занятия по вокалу.
А еще потому, что пение
доставляет мне необыкновенное счастье. Мы поем такие хорошие песни – русские народные,
из старых советских фильмов и мультфильмов, детские и бардовские песни. Но главное,
что я все пытаюсь сказать, это то, что пение с Ольгой Сергеевной очень живое и
душевное – сперва, новую песню мы читаем, вникая в текст, потом поем по
куплету, придумываем характер каждой песне, каждой строчке, даже определенному
слову, поем с подачей, по-актерски все прорабатывая.
В самом начале, когда
Ольга Сергеевна внезапно обрывала песню и говорила “Вы поете по слогам, а все
нужно собирать в одно цельное предложение” или “Спойте это с чувством, громко,
ярко!” – это немного раздражало, потому что нам просто хотелось допеть песню до
конца и все. Но теперь я ее прекрасно понимаю! Нужно так досконально разбирать
песню, понимать ее, чувствовать, потому что тогда она будет восприниматься
слушателем совершенно по-другому! А когда один раз я пришла пораньше, в первую
группу, и услышала со стороны как они поют, то мне стало ясно, что от нас
требует преподаватель. Это как запись песни и ее живое исполнение на концерте.
Хочу рассказать про
одну песню в отдельности, ставшую нашей
любимой – песня группы Яхонт “Скорый поезд Москва-Забайкальск”. Если интересно,
найдите ее. Вообще, эта песня поется под гитару, но, мне кажется, под пианино
она звучит просто фантастически. Это очень патриотичная и гордая песня. Однажды,
когда мы ее пели, Ольга Сергеевна играла на расстроенном инструменте, и он
гудел и звенел словно поезд из нашей песни, и на строчках “…и брусника на
сопках алеет”, Ольга Сергеевна восторженно воскликнула “Ведь это же здорово!
Люди на Западе живут и не знают этого счастья!”.
Ее восторг так заражает и сразу же передается
другим, и хочется петь громко, также восторженно, с такой же любовью и
гордостью. Может, у меня страдает голос, но я стараюсь это компенсировать
творческой подачей, делаю, как велит нам преподаватель – придумывать к каждой
песне героя, характер, новое исполнение, какие-то фишки, чтобы сделать песню
еще лучше и интереснее. Пропускаю каждую строчку через себя, и, наверное,
поэтому чувствую такое счастье.
В общем, если вернуться
к самому началу этого поста, я написала, что танцы и пение – это вообще не мое.
Я ошибалась. Все зависит не только от тебя, но и от преподавателя. Спасибо Ольге
Сергеевне за то, что лично для меня она открыла новый мир. Еще раз и совсем в
другом свете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий