вторник, 25 октября 2016 г.

Мастер-класс по актерскому мастерству

Вчера, а вчера было 24 октября, я планировала встать в девять часов утра. Ну, примерно в девять. Может, в десять. В общем, встать, как проснусь.

Но, ровно в 9 утра как по будильнику мне позвонил Филипп. Я сквозь сон услышала звонок, высунув руку из-под оделяла, начала искать телефон. Видимо, Бегемот решил, что самое время поиграться, поэтому незамедлительно напал на мою руку и начал ее неистово кусать.

Бегемот получил по ушам, я взяла телефон, увидела, кто звонит и постаралась сделать голос максимально не похожий на то, что меня только что разбудили.

В общем, так я вчера оказалась на мастер-классе по актерскому мастерству, меня позвали пофотографировать. Вела его доцент кафедры театрального искусства Восточно-Сибирского Государственного Института Культуры (город Улан-Удэ) Софья Александровна Гущина. Она была преподавателем многих артистов ТЮЗа.

Лично для себя я поняла вчера, что для меня жизненно необходимо, чтобы моя профессия и вся моя жизнь были наполнены творчеством. На мастер-классе были взрослые актеры, многие из них уже семейные люди, но сами они ведут себя как дети! Они мне напомнили нас, студийцев, очень напомнили.

Софья Александровна Гущина
Один из тренингов был всем знакомые темпо-ритмы, я уже писала об этом когда-то. Существует 10 темпо-ритмов. Мы ходим по площадке в хаотичном порядке, 1 темпо-ритм – самый медленный, 5 – обычная ходьба, 10 – быстрый бег. Из одного ритма в другой по просьбе педагога нужно переключаться быстро, но плавно. В «Александрии» еще добавляются 3 задачи: хлопок – это приседание, два хлопка – смена направления, три хлопка – прыжок. Когда Дмитрий Юрьевич проводит этот тренинг с нами, он все время кричит, чтобы мы «были сосредоточены, не болтали, не смеялись, не сталкивались, занимали все пустое пространство». Вчера, на тренинге с Софьей Александровной, когда вместо детей-студийцев были профессиональные актеры, я была уверена, что сейчас они покажут мастер-класс. Но, на деле, они оказались абсолютно такими же, как и мы! Также сталкивались при беге, налетали друг на друга и падали на пол, смеялись и перекидывались шуточками. Вот такие они, наши преподаватели :)

Для них, помимо ритмов от 1 до 10, тоже были добавлены задачи, только совсем другие : 7-ой грузинский - и все торопливо зашагали по аудитории, пританцовывая лезгинку, 3-ий ниндзя, секира – все рубанули невидимой секирой по полу с громким криком «Ха!», изображали собачек, а кончилось все тем, что в нулевом ритме внешне (полная статика), но с 10-ым ритмом внутри они должны были представить себя на карнизе высокого здания.

Тренинг "Снятие шаблона". Делая какое-либо движение,
представьте, что делаете противоположное.
"Опустил руку, а в голове поднял"
Что значит один ритм внешне и совершенно другой внутренне? Представьте, что внешне вы абсолютно недвижимы, а внутри у вас все клокочет, переворачивается, сердце бьется что есть мочи. Такое может быть, например, в маршрутке, когда вы очень сильно опаздываете на вокзал – внешне вы сидите на одном месте, а внутри паника «быстрее-быстрее-быстрее!». Когда твоя профессия актер, то ты волей-неволей отслеживаешь каждое свое движение, язык тела, чувства, внутренние ощущения – все это может пригодиться на сцене. Вот и меня это коснулось тоже – я начала отслеживать состояния, когда мои внутренние и внешние ритмы противоположны друг другу. Я могу быстро бежать в 10-ом ритме, но внутри быть абсолютно спокойна, если это простая утренняя пробежка. Или я могу стоять в бесконечной очереди кассе, когда внутри меня как минимум 8-ой ритм от нетерпения и желания побыстрее оказаться дома.

Со всего мастер-класса мне очень понравились два тренинга. Первый был на множественный объект внимания. Все сидят в кругу, и ведущий передает по часовой стрелке рядом сидящему какое-либо слово, но это должно быть именно так:

Ведущий: Пьеса.
Сосед: Что?
Ведущий: Пьеса.
Сосед: Что?
Ведущий: Пьеса.
Сосед: А-а-а, пьеса!

Ирина Конденко и Анна Конончук
И передает слово «пьеса» уже своему соседу, по такому же принципу, а ведущий в это время говорит ему уже другое слово, например, «спектакль». Все это происходит в одном ритме, от одного соседа к другому, вот и получается, что ты должен передать свое слово, и при этом услышать то, которое передают тебе, запомнить его, и передать дальше.
Если кто-то сбивался, то придумывал свое собственное слово, и получалось, что среди слов, объединенных тематикой «Тело человека» - «голова, плечи, живот, нос» вдруг пошло слово «Церковь».

Реакция на тренинг с вопросами 
Второй тренинг я очень хочу повторить на наших занятиях! Два человека становятся друг против друга, их задача по очереди задавать друг другу вопросы, не сбиваясь с ритма. И вопросы не должны быть одинаковыми, типа «А ты любишь то-то?», «А ты любишь то-то?», «А тебе нравится то-то?». Сбился – говоришь «Я гениальный актер!» и выходишь из игры. Мне очень понравилось, какие вопросы задавала артистка Татьяна Чадина – она и не сбивалась с ритма, и задавала очень интересные вопросы – а тучи плачут, или это идет дождь? А если бы мы сейчас оказались на необитаемом острове, там был бы свет? А вороне нравится, что она черная?

Сразу видно, человек с очень богатой фантазией.

А вечером еще один тренинг Софья Александровна провела для нашей студии «Александрия» в ТЮЗе. Из всего этого дня и двух тренингов, в одном из которых я была наблюдателем, а в другом участником, я вынесла, что современный актер должен быть очень быстрым и шустрым. Быстро принимать решения, схватывать все налету, быстро менять образ, слушать одним ухом одно, другим другое, а думать о третьем. Тут уже не место медлительности и степенности театра начала прошлого века.

С нами тренинги проводились как раз на быструю мгновенную реакцию, импровизацию и ассоциации. Например, все мы становимся в линию, один человек против всех. Каждый из нас, стоящих в линии, по очереди называет любое слово, а стоящий напротив должен мгновенно ответить ему ассоциацией. И все это происходит в бешеном ритме. Пока я стояла в линии и ждала своей очереди, мне приходили на ум интересные ассоциации, типа «Искусство – театр», «жизнь – вода», но когда я вышла в центр, все скатилось до «Князь – эээээ нравится, небо – синий, трава – зеленый». Шестеренки в голове работали ну очень туго.  

А потом задание усложнилось – тебе говорили слово, и ты должен был его тут же показать, и будь то «пупок» или «волосня». Я чувствовала себя как на расстреле в тот момент, для меня это было настоящей пыткой :)
Хотя, многие ребята показали ну просто супер класс. И даже Софья Александровна на прощанье сказала, что надеется, что скоро мы будем ставить спектакли, потому что среди нас есть очень интересные ребята.
АлександриЯ



Комментариев нет:

Отправить комментарий